ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ЗРИТЕЛЕЙ


Ответы экспертов Службы «Горячая линия» компании “КонсультантКиров” на вопросы участников вебинара
«Проверки Роскомнадзора в сфере персональных данных»

При заключении договора между юридическими лицами в тексте договора упоминаются контактные лица с указанием Ф.И.О., должности, рабочих телефонов, адреса электронной почты. Контрагент требует от нас согласие гендиректора и всех упоминаемых в договоре контактных лиц на обработку персональных данных. Обязаны ли мы предоставлять такое согласие? Будет ли Роскомнадзор проверять это?

1. Работодателю следует передать своему контрагенту письменное согласие работника (п. п. 2, 3 ст. 3, п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ, абз. 3 ст. 88 ТК РФ).
2. Данный вопрос входит в предмет проверки со стороны Роскомнадзора.
ОБОСНОВАНИЕ:
1.В случае, когда работодатель передает персональные данные работника контрагенту без поручения на обработку персональных данных, возможно прийти к выводу, что контрагент приобретает статус оператора и должен получить письменное согласие субъекта персональных данных (работника) на такую обработку. Поэтому работодателю следует передать своему контрагенту письменное согласие работника (п. п. 2, 3 ст. 3, п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ, абз. 3 ст. 88 ТК РФ).
В случае когда с согласия работника работодатель поручает обработку персональных данных третьему лицу, ответственность перед работником за действия указанного лица по-прежнему будет нести работодатель, а лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению работодателя, будет отвечать непосредственно перед работодателем (ч. 3, 5 ст. 6 Закона N 152-ФЗ).
Также работодателю надо запросить отдельное письменное согласие работника на передачу его персональных данных третьему лицу (с указанием конкретного контрагента).
Обратите внимание! За нарушение законодательства в области персональных данных предусмотрена административная и уголовная ответственность (ст. 13.11 КоАП РФ, ст. 137 УК РФ).
2. Предметом федерального государственного контроля (надзора) за обработкой персональных данных является соблюдение операторами обязательных требований в области персональных данных, установленных настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Под оператором понимается контролируемое лицо, самостоятельно или совместно с другими контролируемыми лицами организующее и (или) осуществляющее обработку персональных данных, в том числе на основании поручения, а также определяющее цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
На основании выше изложенного, данный вопрос входит в предмет проверки со стороны Роскомнадзора.
ОТВЕТ ПОДГОТОВЛЕН НА ОСНОВАНИИ СЛЕДУЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ:
Вопрос: Должно ли третье лицо, которому переданы по договору персональные данные работников контрагента, хранить у себя копии согласий на обработку их персональных данных? Если да, то в течение какого срока? (Подборки и консультации Горячей линии, 2021)
Вопрос: Надо ли запрашивать согласие на обработку персональных данных работников для передачи контрагенту, если он является юридическим лицом? (Подборки и консультации Горячей линии, 2021)
Вопрос: Организация получает от своих контрагентов копии протоколов (решений) о назначении руководителя, где указаны персональные данные физических лиц (паспортные данные, например). Обязательно ли в этом случае получать согласие руководителя (директора) контрагента на обработку его персональных данных? (Консультация эксперта, 2020)
Вопрос: Надо ли запрашивать отдельное согласие работника на передачу его персональных данных, указанных в договоре об оказании услуг, третьим лицам (с указанием контрагента)? Вправе ли контрагент передавать его данные работникам своей организации? (Консультация эксперта, 2021) {КонсультантПлюс}

Роскомнадзор не разрешает хранить в личных делах копию паспорта, а что касается других личных документов? Например, копию документа об образовании, военный билет, свидетельство о рождении ребенка?

Во избежание возможных претензий к работодателю не рекомендуем хранить копии указанных документов работника в его личном деле.
ОБОСНОВАНИЕ:
Включение в состав личных дел некоторых документов возможно только после получения от работника согласия на обработку его персональных данных.
Одним из принципов обработки персональных данных является то, что содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки.
Соответственно, по нашему мнению, с согласия работника на обработку его персональных данных в личном деле могут храниться документы, имеющие отношение к трудовой деятельности работника, в частности, медицинская книжка, копии документов об образовании, документы о повышении квалификации, справки об отсутствии судимости, характеристики или рекомендательные письма.
Работодатель вправе хранить копии документов работника (копию паспорта, СНИЛС, трудовой книжки) в его личном деле при условии получения от работника согласия на хранение и обработку персональных данных.
При этом существует судебная практика, которая признает избыточным хранение копий некоторых документов. Соответственно, даже при получении согласия на обработку персональных данных хранение копий паспорта, СНИЛС, свидетельства о браке, свидетельства о рождении ребенка или военного билета не является законным, поскольку их наличие у работодателя может свидетельствовать об избыточности информации о работниках (их персональных данных).
ОТВЕТ ПОДГОТОВЛЕН НА ОСНОВАНИИ СЛЕДУЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ:
Вопрос: Может ли работодатель хранить в личных делах копии личных документов сотрудников? (Подборки и консультации Горячей линии, 2021)
Вопрос: Обязана ли организация вести личные дела работников и какие документы должны храниться в личном деле? (Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2021)
Путеводитель по кадровым вопросам. Персональные данные работников

У нас учреждение культуры, соответственно, все работники при выступлении на сцене фотографируются, после чего данные фото выкладываются в интернете. Нужно ли нам включить данное условие в согласие на обработку персональных данных?

Согласие на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, оформляется отдельно от других его согласий на обработку персональных данных и должно включать сведения о категориях и перечне персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных (пункт 6 Требований к содержанию согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, содержащихся в Приказе Роскомнадзора от 24.02.2021 N 18 "Об утверждении требований к содержанию согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения"):
- персональные данные (фамилия, имя, отчество (при наличии), год, месяц, дата рождения, место рождения, адрес, семейное положение, образование, профессия, социальное положение, доходы, другая информация, относящаяся к субъекту персональных данных);
- специальные категории персональных данных;
- биометрические персональные данные.
Согласно Разъяснениям Роскомнадзора "О вопросах отнесения фото- и видео- изображения, дактилоскопических данных и иной информации к биометрическим персональным данным и особенности их обработки" к биометрическим персональным данным относится, в частности, изображение человека (фотография и видеозапись), которое позволяют установить его личность и используются оператором для установления личности субъекта.
В пункте 2 части 1 статьи 152.1 ГК РФ отмечается, что обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина допускается без его согласия в случае, если изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования.
Тем не менее, работодателю в данном случае рекомендуется во избежание спорных ситуаций включить фотографическое изображение в категории и перечень персональных данных, на распространение которых работник даёт своё согласие.
ОТВЕТ ПОДГОТОВЛЕН НА ОСНОВАНИИ СЛЕДУЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ:
Форма: Согласие работника на обработку персональных данных, разрешенных им для распространения (образец заполнения) (КонсультантПлюс, 2021)
Приказ Роскомнадзора от 24.02.2021 N 18 "Об утверждении требований к содержанию согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения"
<Разъяснения> Роскомнадзора "О вопросах отнесения фото- и видео- изображения, дактилоскопических данных и иной информации к биометрическим персональным данным и особенности их обработки"

Наша компания регулярно проводит конкурсы/розыгрыши/акции для клиентов. Вручаем подарки за победу на публичных мероприятиях с фотографированием. Требуется ли в данном случае получать письменное согласие на обработку персональных данных или исходя из обстоятельств ясно, что если победитель конкурса позволил себя сфотографировать, то он дал свое согласие?

Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина (п. 1 ст. 152.1 ГК РФ).
Однако согласия гражданина не требуется, если, в частности, изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования. (<Разъяснения> Роскомнадзора "О вопросах отнесения фото- и видео- изображения, дактилоскопических данных и иной информации к биометрическим персональным данным и особенности их обработки")
Изображение гражданина на фотографии, сделанной в публичном месте, не будет являться основным объектом использования, если в целом фотоснимок отображает информацию о проведенном публичном мероприятии, на котором он был сделан (п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
И все же из этого разъяснения нельзя понять, будет ли портретное изображение гражданина, сделанное на публичном мероприятии, подпадать под указанное исключение или компании необходимо получать согласие на съемку людей крупным планом.
Как лучше поступить компании? В п. 46 Постановления N 25 Верховный Суд РФ разъяснил, что согласие на обнародование и использование изображения гражданина представляет собой сделку (ст. 153 ГК РФ). Форма согласия определяется общими правилами ГК РФ о форме сделки, которая может быть совершена в письменной или устной форме, а также путем совершения конклюдентных действий (ст. 158 ГК РФ). Таким конклюдентным действием может быть и факт посещения мероприятия, в описании которого было сказано, что на нем будет проводиться фотосъемка для публикации фотографий на сайте компании и в рекламных материалах. Поэтому в информационных сообщениях (в интернете, рекламных буклетах, рекламных роликах в СМИ) о грядущем мероприятии стоит указать о планируемой фотосъемке, а также разместить таблички на самом мероприятии.
Есть еще один важный момент: Верховный Суд РФ поясняет, что если согласие на обнародование и использование изображения было дано в устной форме либо путем совершения конклюдентных действий, таким согласием охватывается использование изображения в том объеме и в тех целях, которые явствуют из обстановки, в которой оно совершалось (п. 47 Постановления N 25). Иными словами, компании стоит конкретизировать, каким образом и на какой срок планируются обнародование и использование фотографий с мероприятия.
Таким образом, согласно позиции ВС РФ, если клиент должным образом информирован о фото-съемке, извещен каким образом и на какой срок планируются обнародование и использование фотографий с мероприятия, то согласия на обработку персональных данных не требуется. В противном случае, в целях минимизации рисков, необходимо получить письменное согласие на обработку и на распространение персональных данных.
ОТВЕТ ПОДГОТОВЛЕН НА ОСНОВАНИИ СЛЕДУЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ:
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"
Вопрос: ...В качестве рекламы маркетологи предложили провести розыгрыш призов среди первых покупателей, разместить заметку об этом мероприятии с фотографиями на сайте и в рекламном буклете. Какие меры необходимо предпринять, чтобы не нарушать закон, используя изображения граждан? ("ЭЖ Вопрос-Ответ", 2015, N 12)
Разъяснения Роскомнадзора "О вопросах отнесения фото- и видео- изображения, дактилоскопических данных и иной информации к биометрическим персональным данным и особенности их обработки"

Как реагировать на письмо единого центра защиты персональных данных системы сертификации "Росконтроль" г. Санкт-Петербург? Обязано ли микропредприятие быть в общедоступном реестре операторов персональных данных Роскомнадзора, если работодатель обрабатывает персональные данные своих работников в соответствии с трудовым законодательством?

На официальном сайте Управления Роскомнадзора по Забайкальскому краю https://75.rkn.gov.ru/news/news281432.htm в отношении аналогичных писем была дана следующая информация:
Управление Роскомнадзора по Забайкальскому краю сообщает о массовой рассылке писем в адрес операторов, осуществляющих обработку персональных данных на территории Забайкальского края с электронного адреса mailbox@rkn.moscow от Федерального центра защиты персональных данных Система сертификации «Росконтроль» (далее - оператор). Данный оператор не является органом государственной власти, уполномоченным на государственный контроль и надзор в области защиты персональных данных. Оператор является юридическим лицом ООО «Единый центр сертификации» ИНН 7805672696 и путем массовой рассылки писем предлагает свои услуги по разработке документов. ИНФОРМАЦИЯ, ИЗЛОЖЕННАЯ В РАССЫЛАЕМЫХ ПИСЬМАХ, НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ДОСТОВЕРНОЙ. Ранее аналогичную информацию размещал Роскомнадзор на своем официальном сайте https://rkn.gov.ru/press/publications/news70720.htm
СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ВАМ СЛЕДУЕТ ПРОИГНОРИРОВАТЬ ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ И НЕ ПЕРЕДАВАТЬ УКАЗАННОМУ ЛИЦУ НИКАКИЕ СВЕДЕНИЯ.
В отношении обязанности по направлению уведомления о начале обработки персональных данных и нахождении организации в общедоступном реестре операторов персональных данных Роскомнадзора СООБЩАЕМ: В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных (Роскомнадзор) о своем намерении осуществлять обработку персональных данных.
ИСКЛЮЧЕНИЕ СОСТАВЛЯЮТ СЛУЧАИ, предусмотренные ч. 2 комментируемой статьи, при обработке персональных данных:
1) ОБРАБАТЫВАЕМЫХ В СООТВЕТСТВИИ С ТРУДОВЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ;
а также в иных случаях.
СЛЕДОВАТЕЛЬНО, В ВАШЕМ СЛУЧАЕ ОБЯЗАННОСТЬ ПО НАПРАВЛЕНИЮ УВЕДОМЛЕНИЯ О НАЧАЛЕ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ОТСУТСТВУЕТ.
В течение 30 дней С ДАТЫ ПОСТУПЛЕНИЯ УВЕДОМЛЕНИЯ уполномоченный орган вносит содержащиеся в нем сведения (а также сведения о дате направления уведомления) в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных (ч. 4 ст. 22 Закона).
Информация о внесении сведений об операторе в реестр размещается на официальном сайте и портале персональных данных (п. 3.5 Рекомендаций).
ТАК КАК В ВАШЕМ СЛУЧАЕ УВЕДЛОМЛЕНИЕ НЕ НАПРАВЛЯЕТСЯ, ТО И СВЕДЕНИЯ УПОЛНОМОЧЕННЫМ ОРГАНОМ В РЕЕСТР НЕ ВНОСЯТСЯ.
Дополнительно направляем Вам консультационный материал "Готовое решение: Кто и какую ответственность несет за нарушение законодательства о персональных данных (КонсультантПлюс, 2020)", в котором указаны все возможные составы правонарушений в сфере обработки персональных данных.
Так как с Вашей стороны нарушение в данном случае отсутствует, то и административная ответственность в соответствии со ст. 13.11 КоАП РФ в данном случае не установлена.
ОТВЕТ ПОДГОТОВЛЕН НА ОСНОВАНИИ СЛЕДУЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ:
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О персональных данных"
Вопрос: Обязана ли организация-работодатель, обрабатывая персональные данные работников, пройти регистрацию в реестре Роскомнадзора? (Консультация эксперта, 2021)
Готовое решение: Кто и какую ответственность несет за нарушение законодательства о персональных данных (КонсультантПлюс, 2020)
информация с сайта https://75.rkn.gov.ru/news/news281432.htm
информация с сайта https://rkn.gov.ru/press/publications/news70720.html

Относятся ли номера телефонов без привязки к ФИО и другой информации пользователя к персональным данным? Нужно ли в этом случае получать согласие владельца номера на обработку персональных данных?

На сегодняшний день отсутствует единое мнение экспертов по данному вопросу.
1. Номер телефона и адрес электронной почты будут являться персональными данными, если они зарегистрированы на определенное физическое лицо, что позволит идентифицировать конкретного человека.
2. Номер мобильного телефона относится к персональным данным даже без указания иных данных, позволяющих идентифицировать физическое лицо.
Согласно анализу судебной практики, суд пришел к выводу, что под обработкой персональных данных понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (пункт 3 статьи 3 Закона о персональных данных).
По общему правилу, обработка персональных данных допускается с согласия субъекта персональных данных (пункт 1 части 1 статьи 6 Закона о персональных данных).
Номер телефона даже если он обезличен, сведения о принадлежности указанного номера ФИО отсутствуют, суд считает, что оператором осуществляется обработка персональных данных владельца номера.
В данном случаи рекомендуем получить согласие на обработку персональных данных.
Обратите внимание! За нарушение законодательства в области персональных данных предусмотрена административная и уголовная ответственность (ст. 13.11 КоАП РФ, ст. 137 УК РФ).
ОТВЕТ ПОДГОТОВЛЕН НА ОСНОВАНИИ СЛЕДУЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ:
Вопрос: Являются ли номер телефона и адрес электронной почты персональными данными? (Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2021)
Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 27.02.2020 N 88А-4529/2020

Если физическому лицу, чьи персональные данные взяты в соцсетях, поступают рекламные звонки с предложением товаров или услуг, на которые он не давал согласия, - это нарушение закона о персональных данных?

Да, это будет являться нарушением закона о персональных данных. Помимо этого, это нарушение закона "О рекламе".
Рекламные звонки и СМС на Ваш телефон являются законными только если Вы давали согласие на получение такой рекламы, что прямо предусмотрено ст. 18 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О рекламе" и ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О персональных данных".
Если Вы не давали согласия на совершение таких звонков, и несмотря на то, что персональные данные взяты из общедоступных источников, это незаконно. Об этом свидетельствует обширная практика УФАС.
ОТВЕТ ПОДГОТОВЛЕН НА ОСНОВАНИИ СЛЕДУЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ:
1/ Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О персональных данных"
2/ Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О рекламе" (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.08.2021)
3/ Решение Орловского УФАС России от 26.05.2021 по делу N 057/05/18-216/2021
4/ Решение Карельского УФАС России от 24.05.2021 по делу N 010/05/18-218/2021

Можно ли хранить персональные данные на рабочем компьютере? Информация исключительно рабочая, т.е. договоры, претензии и т.п. (с указанием паспортных данных). Нужно ли каждый файл держать под персональным паролем? Ведь это же нереально. Подскажите, пожалуйста, способ, который будет реально исполним и надлежащим для контролирующих органов при проверке.

Персональные данные возможно хранить на рабочем компьютере сотрудника.
В Положение об обработке и защите персональных данных следует предусмотреть положения, обеспечивающие сохранность персональных данных, которые хранятся на ПК сотрудников. В частности, это могут быть такие меры: "Персональные компьютеры, в которых содержатся персональные данные, должны быть защищены паролями доступа". Необходимости установления пароля на каждый файл законодательство не содержит
Кроме того, если организация используют электронные системы хранения и обработки персональных данных, при обработке таких данных оператор должен обеспечить их защиту в соответствии с Требованиями к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.11.2012 N 1119 (далее - Требования) (п. 3 Требований, п. 2 ст. 3 Закона о персональных данных).

ОБОСНОВАНИЕ:
Защита персональных данных представляет собой регламентированный технологический процесс, предупреждающий нарушение установленного порядка доступности, целостности, достоверности и конфиденциальности персональных данных и обеспечивающий безопасность информации в процессе управленческой и производственной деятельности компании.
Так, например, в Приказе ОАО "РЖД" от 20.07.2016 N 60 "Об обеспечении защиты персональных данных в ОАО "РЖД" содержатся следующие положения:
"Во время эксплуатации средств вычислительной техники, предназначенных для обработки персональных данных, должны быть предусмотрены меры по исключению случаев несанкционированного подключения к внешним информационным системам, внешним информационно-телекоммуникационным сетям, а также несанкционированного доступа к этим средствам при проведении ремонтных, профилактических и других видов работ.
Во время перерывов в работе, а также после окончания работы с документами, содержащими персональные данные, необходимо:
убирать документы с поверхности рабочих столов в запирающееся хранилище (сейф, шкаф);
блокировать средство вычислительной техники с помощью защищенной паролем экранной заставки;
принимать необходимые меры по недопущению использования средства вычислительной техники другими работниками и посторонними лицами.
Персональные данные субъектов персональных данных хранятся на бумажных носителях в соответствии с номенклатурой дел и в электронном виде (в информационных системах ОАО "РЖД", на ПЭВМ, а также на съемных магнитных, оптических и других цифровых носителях), с соблюдением условий, обеспечивающих их защиту от несанкционированного доступа.
Черновики и рабочие варианты документов, содержащих персональные данные, уничтожаются исполнителем без возможности восстановления.
В Форме: Положение об обработке и защите персональных данных работников (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021) {КонсультантПлюс} содержится следующая формулировка:
"Персональные компьютеры, в которых содержатся персональные данные, должны быть защищены паролями доступа".
Если организация используют электронные системы хранения и обработки персональных данных, при обработке таких данных оператор должен обеспечить их защиту в соответствии с Требованиями к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.11.2012 N 1119 (далее - Требования) (п. 3 Требований, п. 2 ст. 3 Закона о персональных данных).
Существуют три типа угроз, которые создают актуальную опасность несанкционированного доступа к персональным данным при их обработке в информационной системе (п. 6 Требований). Тип угрозы, характерный для информационной системы, работодатель определяет самостоятельно (п. 7 Требований).
Исходя из типа угрозы применяется один из четырех уровней защиты персональных данных (п. п. 8 - 16 Требований). Состав и содержание мер по обеспечению безопасности персональных данных для каждого уровня защиты определены Приказом ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21.
Чтобы обеспечить минимальный (четвертый) уровень защиты персональных данных оператору нужно (п. 13 Требований):
- обезопасить от неконтролируемого проникновения помещения, в которых размещена информационная система;
- обеспечить сохранность носителей персональных данных;
- защитить информацию с помощью средств, прошедших процедуру оценки соответствия;
- издать приказ (распоряжение) в произвольной форме с перечнем работников, имеющих в силу трудовых обязанностей доступ к персональным данным в информационной системе.

ОТВЕТ ПОДГОТОВЛЕН НА ОСНОВАНИИ СЛЕДУЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ:
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О персональных данных"
Готовое решение: Какие меры по защите персональных данных работников должны предприниматься при обработке этих данных (КонсультантПлюс, 2021)
Путеводитель по кадровым вопросам. Персональные данные работников {КонсультантПлюс}
Форма: Положение об обработке и защите персональных данных работников (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021) {КонсультантПлюс}
Приказ ОАО "РЖД" от 20.07.2016 N 60 "Об обеспечении защиты персональных данных в ОАО "РЖД" (вместе с "Положением об обработке и защите персональных данных работников ОАО "РЖД", "Порядком обработки и обеспечения режима защиты персональных данных работников ОАО "РЖД") {КонсультантПлюс} и пр.

Можно ли передавать персональные данные по электронной почте, даже если на это получено согласие? Речь идет о таких случаях, когда, например, у нас заключен договор кадрового или бухгалтерского обслуживания, с целью его выполнения Заказчик нам по электронной почте отправляет персональные данные работников ФИО, дату рождения, паспортные данные, СНИЛс и пр., возможно даже в скан копиях.
Заказчик заранее подписал согласие не передачу персональных данных со своими работниками таким способом. Но все же возникает вопрос, даже если есть согласие, законно ли это? Ведь электронная почта не является защищенным каналом связи.

Действующее законодательство не предусматривает запрета на передачу персональных данных по электронной почте. Однако работодатель вправе издать локальный нормативный акт запрещающий передачу персональных данных по незащищенным каналам связи (электронная почта).
Предоставление персональных данных (ФИО, дата рождения, паспортные данные, СНИЛС и т.д.) посредством электронной почты возможно с соблюдением статей 6 и 7 Федерального закона N 152-ФЗ «О персональных данных». При этом каналы связи должны соответствовать требованиям безопасности и исключать получение конфиденциальной информации третьими лицами.
ОТВЕТ ПОДГОТОВЛЕН НА ОСНОВАНИИ СЛЕДУЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ:
Ст. 3, Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О персональных данных"
ст. 6, Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О персональных данных"
ст. 7, Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О персональных данных"
ст. 8, "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 28.06.2021)
ст. 87, "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 28.06.2021)
"Цифровая революция в сфере финансов: правила безопасного поведения потребителя" (выпуск 24) ("Редакция "Российской газеты", 2019)
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2017 N 19АП-126/2017 по делу N А48-4470

Ответы экспертов Службы «Горячая линия» компании “КонсультантКиров” на вопросы участников вебинара

«Идеальный договор для целей налогообложения»

Заявили вычет в НДС-декларации, а контрагент не сдал декларацию, чем это чревато для нас?

Такой разрыв чреват отказом в вычете НДС по данному контрагенту и доначислению налога с пеней.
Если после представления вами пояснений и подтверждающих документов в ходе камеральной проверки налоговый разрыв все же не ликвидирован, есть два пути: смириться или подать возражение на акт. А далее отстаивать свое право на вычет в суде.
ОТВЕТ ПОДГОТОВЛЕН НА ОСНОВАНИИ СЛЕДУЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ:
1/Статья: Разрывы в НДС-цепочке: что делать покупателю (Елина Л.А.) ("Главная книга", 2018, N 23) {КонсультантПлюс}
2/Статья: Как обжаловать решение ИФНС, вынесенное по результатам проверки (Кононенко А.В.) ("Главная книга", 2018, N 14)

С какой даты (по 44-ФЗ ч.8 ст.83.2) контракт считается заключенным - с момента подписания Заказчиком или с момента размещения контракта в ЕИС? Спорим с Заказчиком. Разъясните.

Частью 8 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ установлено, что контракт СЧИТАЕТСЯ ЗАКЛЮЧЕННЫМ С МОМЕНТА РАЗМЕЩЕНИЯ В ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ контракта, подписанного заказчиком, а НЕ С МОМЕНТА ПОДПИСАНИЯ. На это также указывают разъясняющие письма Минфина РФ от 23 апреля 2020 г. N 24-03-08/32737, от 3 июня 2021 г. N 24-06-06/43359.
Так, согласно части 8 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ с момента размещения в ЕИС предусмотренного частью 7 указанной статьи и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.
Таким образом, контракт считается заключенным с момента размещения в ЕИС и на электронной площадке с использованием ЕИС подписанного заказчиком контракта.
Из Закона N 44-ФЗ следует, что по результатам электронной процедуры контракт заключается именно в форме электронного документа (ч. 2 - 8 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ). В связи с этим датой заключения контракта будет являться:
• дата его размещения в ЕИС в соответствии с ч. 8 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ, если он заключен по итогам электронной процедуры;
• дата подписания заказчиком в остальных случаях.
ОТВЕТ ПОДГОТОВЛЕН НА ОСНОВАНИИ СЛЕДУЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ:
1) Письмо Минфина РФ от 23 апреля 2020 г. N 24-03-08/32737
2) Письмо Минфина РФ от 3 июня 2021 г. N 24-06-06/43359.
3) Готовое решение: Как заключить государственный, муниципальный контракт по результатам закупки (КонсультантПлюс, 2021) {КонсультантПлюс}
4) Готовое решение: Как ведется реестр контрактов по Закону N 44-ФЗ (КонсультантПлюс, 2021) {КонсультантПлюс}
5) "Обзор судебной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (ноябрь 2020 года)" (Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020) {КонсультантПлюс}

Ответ экспертов Службы «Горячая линия» компании “КонсультантКиров” на вопрос участника вебинара

«Материальная ответственность работника»

Какой размер (максимальный) упущенной выгоды можно взыскать с руководителя предприятия? например, если это директор завода, выпускающей продукцию круглосуточно, и произошла непредвиденная остановка производства по внутренним причинам. Упущенная выгода может составлять миллионы рублей в сутки

Законодательно не ограничен размер упущенной выгоды,подлежащей взысканию.
Согласно статьям 15, 393 ГК РФ в состав убытков входят реальный ущерб и упущенная выгода.
Упущенная выгода - это неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
Убытки, причиненные в результате виновных действий руководителя, возмещаются им организации только в случаях, предусмотренных федеральными законами(например, статьей 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации , статьей 25 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", статьей 71 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", статьей 44 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и др.). При этом расчет убытков, под которыми следует понимать реальный ущерб и упущенную выгоду, осуществляется в соответствии с нормами, установленными гражданским законодательством. Данные выводы следуют из анализа ч. 2 ст. 277 ТК РФ, абз. 1 п. 2 ст. 15 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.06.2015 N 21.

По общему правилу для взыскания упущенной выгоды вы будете доказывать вероятные неполученные доходы, которые могли бы получить, если бы не было нарушения. Поэтому размер упущенной выгоды обычно является приблизительным и носит вероятностный характер.

Чтобы рассчитать упущенную выгоду, вычтите из суммы неполученных доходов разумные расходы на их получение. При этом учитывайте обычные условия гражданского оборота (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7).

Постановление Президиума ВАС РФ от 04.11.1997 N 3924/97: "Сумма убытков в виде упущенной выгоды должна определяться исходя из размера дохода, который мог бы получить истец при нормальном производстве и реализации своей продукции за период вынужденного простоя, за вычетом затрат, не понесенных им в результате остановки производства (стоимости неизрасходованного сырья, неоплаченной электроэнергии и т.д.)".

ОТВЕТ ПОДГОТОВЛЕН НА ОСНОВАНИИ СЛЕДУЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ:
1.ТК РФ
2.Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 62
3.ГК РФ
4.Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ
5.Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ
6.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.06.2015 N 21
7.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25
8.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7
9. Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2019 N 10АП-22004/2019 по делу N А41-39139/2019
10. Решение Арбитражного суда Тюменской области от 22.04.2019 по делу N А70-830/2019

Ответы на вопросы участников вебинара «Изменения в трудовом законодательстве в 2021 году». Отвечает руководитель Государственной инспекции труда – главный государственный инспектор в Кировской области А.А. Бердинских

Требуется ли направлять на медосмотры работников торговли непродовольственными товарами?

Ответ: Работодатель обязан обеспечить проведение предварительного медицинского осмотра лицам, поступающим на работу, а также периодического медицинского осмотра в ходе трудовой деятельности работникам торговли в случае выполнения работ, при выполнении которых осуществляется непосредственный контакт с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации.

Правовое обоснование: Обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры проводятся в соответствии со статьей 213 Трудового кодекса РФ и приказом Минздрава России от 28.01.2021 N 29н, приказом Минтруда России N 988н, Минздрава России N 1420н от 31.12.2020.

В силу п. 1 приложения 1, утвержденного приказом Минздрава России от 28.01.2021 N 29н, порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Порядок), устанавливает правила проведения обязательных предварительных медицинских осмотров (обследований) при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), на работах, связанных с движением транспорта, а также работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей.

Медицинские осмотры проводятся для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний, а также в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации определены категории работников, которые проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры за счет собственных средств работодателя.

К таким категориям относятся работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), на работах, связанных с движением транспорта, а также работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей.

В соответствии с разъяснениями Минтруда России N 15-2/10/В-8809, Минздрава России N 28-5/И/2-10974 от 16.07.2021 "Об обязательных медицинских осмотрах" основаниями включения работников в список работодателя для прохождения обязательных медицинских осмотров являются:

1) вредные условия труда (3 класс), то есть условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе: подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени), подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени), подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени), подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени), которые определяются по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда";

2) наличие на рабочем месте отдельных химических веществ, а именно аллергенов, химических веществ, опасных для репродуктивного здоровья человека, и химических веществ, обладающих остронаправленным действием, а также канцерогенов любой природы, аэрозолей преимущественно фиброгенного действия, которые обладают специфическими эффектами и не могут быть описаны в пределах стандартных процедур нормирования и защита от которых не может быть в полной мере реализована через установление уровней предельно допустимых концентраций (наличие указанных веществ определяется в рамках проведения специальной оценки условий труда по результатам идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов или в рамках производственного контроля);

3) выполнение работ вне зависимости от класса условий труда на рабочем месте, перечисленных в разделе VI приказа N 988н/1420н, а также работ, при выполнении которых осуществляется непосредственный контакт с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации, работ на водопроводных сооружениях, имеющих непосредственное отношение к подготовке воды, а также обслуживанию водопроводных сетей, работ в организациях, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей, работ в организациях, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым обслуживанием населения, и работ в медицинских организациях, перечисленных в пунктах 23 - 27 приложения к приказу N 29н и требующих проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических обязательных медицинских осмотров в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Проводить ли медосмотры офисным сотрудникам, если условия труда по результатам СОУТ признаны допустимыми?

Ответ: Если работник выполняет работы с использованием персонального компьютера и при этом уровень электромагнитного поля широкополосного спектра частот не превышает предельно допустимый уровень, данный работник не подлежит прохождению обязательного предварительного и (или) периодического медицинского осмотра по пункту 4.2.5 раздела IV Перечня.

Правовое обоснование: В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) работодатель обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.

Статьей 213 Кодекса определены категории работников и лиц, в отношении которых работодатель обязан организовать проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний, а также в целях охраны здоровья населения.

Также сообщаем, что частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон N 426-ФЗ) определено, что вредными условиями труда (3-й класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе: подкласс 3.1 (вредные условия труда 1-й степени); подкласс 3.2 (вредные условия труда 2-й степени); подкласс 3.3 (вредные условия труда 3-й степени); подкласс 3.4 (вредные условия труда 4-й степени).

Статьей 7 Федерального закона N 426-ФЗ установлено, что результаты специальной оценки условий труда (далее - СОУТ) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, могут применяться в том числе для организации предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников.

Следует отметить, что приказом Минздрава России от 28.01.2021 N 29н утверждены Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Кодекса, перечень медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (далее - Порядок).

Кроме того, приказом Минздрава России и Минтруда России от 31.12.2020 N 988н/1420н утвержден перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры (далее - Перечень).

Необходимо отметить, что разделы I - V Перечня содержат перечень вредных и (или) производственных факторов производственной среды, при наличии которых на конкретном рабочем месте, установленных по результатам специальной оценки условий труда, проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, тогда как в разделе VI Перечня перечислены работы, при выполнении которых работник обязан проходить указанные осмотры.

Так, пунктом 4.2.5 раздела IV Перечня предусмотрен физический фактор "электромагнитное поле широкополосного спектра частот (5 Гц - 2 кГц, 2 кГц - 400 кГц)".

Таким образом, в случае если работник выполняет работы с использованием персонального компьютера и при этом уровень электромагнитного поля широкополосного спектра частот не превышает предельно допустимый уровень, данный работник не подлежит прохождению обязательного предварительного и (или) периодического медицинского осмотра по пункту 4.2.5 раздела IV Перечня.

Кроме того, в качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов, помимо результатов проведения оценки условий труда, могут использоваться результаты лабораторных исследований и испытаний, полученные в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также использоваться эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности.

Какое необходимо пройти обучение работнику, который использует в работе лестницы-стремянки?

Ответ: Все зависит от высоты, на которую поднимаются на лестницах-стремянках работники. В случае если в соответствии с п. 3 Правил по охране труда при работе на высоте, утвержденных приказом Минтруда России от 16.11.2020 N 782н, работники выполняют работы на высоте, то работодатель обязан организовать до начала проведения работы на высоте обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте. В случае если работник выполняет работы с лестницы-стремянки с высоты 1,8 м и более, он обязан пройти обучение безопасным методам и приемам выполнения работ в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (постановление Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций"). При этом для работ с лестницы-стремянки на высоте менее 1,8 м в некоторых случаях также необходимо соблюдение всех требований Правил охраны труда при работах на высоте. К таким случаям относится проведение работ: над машинами и механизмами; над жидкостью или сыпучими материалами; над острыми и выступающими предметами.

Правовое обоснование: В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов, а также обучение безопасным методам и приемам выполнения работ.

В соответствии с п. 3 Правил по охране труда при работе на высоте, утвержденных приказом Минтруда России от 16.11.2020 N 782н (далее - Правила), к работам на высоте относятся работы, при которых:

а) существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты 1,8 м и более, в том числе:

при осуществлении работником подъема на высоту более 5 м или спуска с высоты более 5 м по лестнице, угол наклона которой к горизонтальной поверхности составляет более 75°;

при проведении работ на площадках на расстоянии ближе 2 м от неогражденных перепадов по высоте более 1,8 м, а также если высота защитного ограждения площадок менее 1,1 м;

б) существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты менее 1,8 м, если работа проводится над машинами или механизмами, поверхностью жидкости или сыпучих мелкодисперсных материалов, выступающими предметами.

Пунктом 17 Правил работники, выполняющие работы на высоте, должные знать и уметь применять безопасные методы и приемы выполнения работ на высоте, а также обладать соответствующими практическими навыками.

Обучение работников безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте (в том числе практическим навыкам применения соответствующих СИЗ, их осмотра до и после использования) в заочной форме, а также исключительно с использованием электронного обучения и дистанционных технологий, проведение практических занятий по освоению безопасных методов и приемов выполнения работ на высоте, а также прохождение стажировки в режиме самоподготовки работником не допускается.

В соответствии с п. 18 Правил работники, впервые допускаемые к работам на высоте, в том числе выполняющие работы на высоте с применением средств подмащивания, должны:

а) знать инструкции по охране труда при проведении работ на высоте;

б) знать общие сведения о технологическом процессе и оборудовании на данном рабочем месте, производственном участке, в цехе;

в) знать производственные инструкции;

г) знать условия труда на рабочем месте;

д) знать обстоятельства и характерные причины несчастных случаев, аварий, пожаров, происшедших на высоте в организациях (на предприятиях), случаи производственных травм, полученных при работах на высоте; обязанности и действия при аварии, пожаре; способы применения имеющихся на участке средств тушения пожара, противоаварийной защиты и сигнализации, места их расположения, схемы и маршруты эвакуации в аварийной ситуации;

е) знать основные опасные и вредные производственные факторы, характерные для работы на высоте;

ж) знать зоны повышенной опасности, машины, механизмы, приборы, средства, обеспечивающие безопасность работы оборудования (предохранительные, тормозные устройства и ограждения, системы блокировки и сигнализации, знаки безопасности);

з) знать и уметь применять безопасные методы и приемы выполнения работ на высоте.

Работники, впервые допускаемые к работам на высоте, должны обладать практическими навыками применения оборудования, приборов, механизмов (проверка исправности оборудования, пусковых приборов, инструмента и приспособлений, блокировок, заземления и других средств защиты) и оказания первой помощи пострадавшим, практическими навыками применения соответствующих СИЗ, их осмотра до и после использования.

Необходимо отметить, что работникам, выполняющим работы на высоте, в том числе с применением средств подмащивания, при успешном окончании обучения безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте и получении удостоверения работодатель до начала проведения ими работ на высоте обеспечивает проведение стажировки (п. 28 Правил).

В соответствии с п. 32 Правил периодическая проверка знаний безопасных методов и приемов выполнения работ на высоте у работников, выполняющих работы на высоте с применением средств подмащивания, проводится без обучения не реже 1 раза в год. Данная проверка знаний безопасных методов и приемов выполнения работ на высоте может проводиться комиссией, создаваемой работодателем, из числа работников, имеющих опыт соответствующих работ на высоте.

Нужно ли охраннику, уборщице продуктового магазина проходить медосмотр (с продуктами не контактируют)?

Ответ: Работодатель обязан обеспечить проведение предварительного медицинского осмотра лицам, поступающим на работу, а также периодического медицинского осмотра в ходе трудовой деятельности работникам торговли в случае выполнения работ, при выполнении которых осуществляется непосредственный контакт с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации.

Правовое обоснование: Обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры проводятся в соответствии со статьей 213 Трудового кодекса РФ и приказом Минздрава России от 28.01.2021 N 29н, приказом Минтруда России N 988н, Минздрава России N 1420н от 31.12.2020.

В силу п. 1 приложения 1, утвержденного приказом Минздрава России от 28.01.2021 N 29н, порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Порядок), устанавливает правила проведения обязательных предварительных медицинских осмотров (обследований) при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), на работах, связанных с движением транспорта, а также работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей.

Медицинские осмотры проводятся для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний, а также в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации определены категории работников, которые проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры за счет собственных средств работодателя.

К таким категориям относятся работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), на работах, связанных с движением транспорта, а также работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей.

В соответствии с разъяснениями Минтруда России N 15-2/10/В-8809, Минздрава России N 28-5/И/2-10974 от 16.07.2021 "Об обязательных медицинских осмотрах" основаниями включения работников в список работодателя для прохождения обязательных медицинских осмотров являются:

1) вредные условия труда (3 класс), то есть условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе: подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени), подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени), подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени), подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени), которые определяются по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда";

2) наличие на рабочем месте отдельных химических веществ, а именно аллергенов, химических веществ, опасных для репродуктивного здоровья человека, и химических веществ, обладающих остронаправленным действием, а также канцерогенов любой природы, аэрозолей преимущественно фиброгенного действия, которые обладают специфическими эффектами и не могут быть описаны в пределах стандартных процедур нормирования и защита от которых не может быть в полной мере реализована через установление уровней предельно допустимых концентраций (наличие указанных веществ определяется в рамках проведения специальной оценки условий труда по результатам идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов или в рамках производственного контроля);

3) выполнение работ вне зависимости от класса условий труда на рабочем месте, перечисленных в разделе VI приказа N 988н/1420н, а также работ, при выполнении которых осуществляется непосредственный контакт с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации, работ на водопроводных сооружениях, имеющих непосредственное отношение к подготовке воды, а также обслуживанию водопроводных сетей, работ в организациях, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей, работ в организациях, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым обслуживанием населения, и работ в медицинских организациях, перечисленных в пунктах 23 - 27 приложения к Приказу N 29н и требующих проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических обязательных медицинских осмотров в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

 Организация (ООО) принимает на работу водителя грузового автомобиля. Водитель проходил медосмотр по той же специальности у прежнего работодателя менее года назад. Нужно ли направлять его для прохождения нового медосмотра?

Ответ: Да. При приеме работника на работу, связанную с движением транспорта, его необходимо направить на предварительный медицинский осмотр в соответствии с ч. 1 ст. 213 Трудового кодекса РФ.

Правовое обоснование: В соответствии со статьей 213 Трудового кодекса работники, занятые на работах с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.

В силу п. 1 приложения 1, утвержденного приказом Минздрава России от 28.01.2021 N 29н, порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Порядок), устанавливает правила проведения обязательных предварительных медицинских осмотров (обследований) при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), на работах, связанных с движением транспорта, а также работников организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей.

В соответствии с Порядком при приеме на работу работодатель выдает водителю направление на медицинский осмотр, заполненное на основании утвержденного работодателем списка лиц, поступающих на работу, подлежащих предварительным осмотрам. По окончании осмотра оформляется заключение о прохождении медосмотра.

При проведении предварительного или периодического осмотра работника (лица, поступающего на работу) учитываются результаты ранее проведенных (не позднее одного года) предварительного или периодического осмотра, диспансеризации, иных медицинских осмотров, подтвержденных медицинскими документами, в том числе полученных путем электронного обмена между медицинскими организациями, за исключением случаев выявления у него симптомов и синдромов заболеваний, свидетельствующих о наличии медицинских показаний для повторного проведения исследований либо иных медицинских мероприятий в рамках предварительного или периодического осмотра.

Порядком не предусмотрено исключений, предусматривающих прием лица, поступающего на работу, с учетом заключения по результатам медицинского осмотра, проведенного в период работы у предыдущего работодателя (по такой же должности, профессии, специальности), и непроведение в связи с этим предварительного медицинского осмотра данного лица.

В организации изменились названия некоторых должностей, из-за чего руководитель утвердил новое штатное расписание. При этом обязанности работников остались прежними. Прежними остались и их рабочие места. Нужно ли в организации проводить внеплановую специальную оценку?

Ответ: Внеплановую специальную оценку условий труда на рабочих местах проводить не нужно, если на рабочем месте отсутствуют основания, указанные в статье 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ. Переименование должности не влечет необходимость проведения внеплановой специальной оценки условий труда.

Правовое обоснование: В силу положений статьи 212 Трудового кодекса РФ в обязанности работодателя входит проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий.

Согласно ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ) специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет.

Статьей 17 Закона N 426-ФЗ определены случаи проведения внеплановой специальной оценки условий труда.

С учетом требований части 3 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" основанием для непроведения внеплановой специальной оценки условий труда установлено в том числе изменение наименования рабочего места, не повлекшее за собой наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренных пунктами 3 - 5 и 7 части 1 настоящей статьи.

Необходимо отметить, что решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно приниматься комиссией.

Какова ответственность за несвоевременное или недостоверное (неполное) предоставление форм СЗВ-ТД на работников?

Ответ: В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Федерального закона от 16 декабря 2019 года N 439-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде" Трудовой кодекс РФ был дополнен статьей 66.1 ("Сведения о трудовой деятельности").

В соответствии с частью 1 статьи 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель формирует в электронном виде основную информацию о трудовой деятельности и трудовом стаже каждого работника (далее - сведения о трудовой деятельности) и представляет ее в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, для хранения в информационных ресурсах Пенсионного фонда Российской Федерации.

Порядок формирования в электронном виде основной информации о трудовой деятельности и трудовом стаже каждого работника и представления ее в Пенсионный фонд Российской Федерации установлен Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ).

Пунктом 2.4 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователь представляет о работающих у него зарегистрированных лицах в случаях приема на работу, переводов на другую постоянную работу и увольнения, подачи зарегистрированными лицами заявлений о продолжении ведения страхователем трудовых книжек в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации либо о предоставлении страхователем зарегистрированным лицам сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя, отчество;

3) сведения о трудовой деятельности, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 2.5 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ указанные в пункте 2.4 настоящей статьи сведения, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, представляются с 1 января 2021 года:

- в случаях приема на работу и увольнения зарегистрированного лица - не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа (распоряжения), иных решений или документов, подтверждающих оформление трудовых отношений;

- в случаях перевода на другую постоянную работу, подачи зарегистрированным лицом заявления о продолжении ведения страхователем трудовой книжки в соответствии со статьей 66 ТК РФ либо о предоставлении страхователем ему сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 ТК РФ - не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имели место перевод на другую постоянную работу или подача соответствующего заявления;

- при отсутствии у зарегистрированного лица по состоянию на 1 января 2021 года случаев приема на работу и увольнения, перевода на другую постоянную работу, подачи заявления о продолжении ведения страхователем трудовой книжки в соответствии со статьей 66 ТК РФ либо о предоставлении страхователем ему сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 ТК РФ сведения о трудовой деятельности по состоянию на 1 января 2020 года у данного страхователя на такое зарегистрированное лицо представляются не позднее 15 февраля 2021 года.

Абзацем 16 части 2 статьи 16 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрена обязанность ПФР направлять федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (Роструд), и его территориальным органам (государственным инспекциям труда) в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия информацию о непредоставлении страхователем в установленный срок либо предоставлении им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 6 Федерального закона N 27-ФЗ, в течение пяти рабочих дней со дня выявления указанного нарушения.

Непредоставление страхователем в установленный срок либо предоставление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 6 Федерального закона N 27-ФЗ, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 ст. 15.33.2 КоАП РФ.

Дело об административном правонарушении по части 2 статьи 15.33.2 КоАП РФ может быть возбуждено только в отношении должностного лица. Как правило, это законный представитель юридического лица (директор, генеральный директор). Вместе с тем полномочия в части направления сведений в ПФР могут быть переданы законным представителем юридического лица другому лицу организации. Факт передачи директором полномочий, переданных ему директором (генеральным директором), должен подтверждаться соответствующими документами.

Временем совершения административного правонарушения по части 2 статьи 15.33.2 КоАП РФ будет являться следующий день после окончания установленного срока исполнения обязанности по передаче сведений в ПФР.

В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ давность привлечения к административной ответственности за нарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 15.33.2 КоАП РФ, составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

Непредставление в установленный Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 6 указанного Федерального закона, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

Вправе ли работодатель отказать в приеме на работу безработному гражданину (по направлению службы занятости) по причине отсутствия вакцинации от новой коронавирусной инфекции? И будет ли отказ безработного гражданина от трудоустройства по причине отказа от вакцинации считаться отказом от подходящей работы?

Ответ: Согласно ст. 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - Федеральный закон N 157-ФЗ) отсутствие профилактических прививок влечет временный отказ в приеме граждан в образовательные организации и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий; отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок (далее - Перечень), утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825.

При угрозе возникновения и распространения опасных инфекционных заболеваний главные государственные санитарные врачи и их заместители в субъектах Российской Федерации могут выносить постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям. Это указано в подпункте 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ). Такие полномочия подтверждаются пунктами 1 и 2 статьи 10 Федерального закона N 157-ФЗ и приказом Минздрава N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" (приложение N 2 "Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям").

Таким образом, в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка от коронавируса. В соответствии с Календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям вакцинации против коронавирусной инфекции, в частности, подлежат работники медицинских, образовательных организаций, организаций социального обслуживания и многофункциональных центров (приоритет 1-го уровня).

Вакцинация становится обязательной, если в субъекте вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей). Если такое решение об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям принято и оформлено актом главного санитарного врача субъекта или его заместителя, то для работников, которые указаны в этом документе, вакцинация становится обязательной.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня подачи гражданином заявления о предоставлении ему государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан. Указанное заявление подается в порядке, установленном пунктом 3.1 статьи 15 настоящего Закона.

Согласно п. 1 ст. 4 вышеуказанного Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (службы), за исключением оплачиваемых общественных работ, а также состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

В соответствии с абз. 4 п. 3 ст. 3 вышеуказанного Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 безработными не могут быть признаны граждане, отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации - в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по одной и той же профессии, специальности) дважды.

Согласно позиции Роструда, изложенной на электронном сервисе Онлайнинспекция.РФ":

При выдаче направлений для трудоустройства конкретному кандидату на трудоустройство Служба занятости населения не связана позицией потенциального работодателя в отношении этого кандидата.

Если безработный гражданин добровольно откажется от поступления на работу, предусмотренную Перечнем, по мотивам несогласия с прохождением процедуры обязательной вакцинации, такой отказ будет считаться отказом от подходящей работы.

Таким образом, работодатель вправе отказать в приеме на работу при отсутствии вакцинации от новой коронавирусной инфекции, если выполнение работы связано с высоким риском заболевания инфекционными заболеваниями, а также в случае вынесения соответствующего постановления главного санитарного врача субъекта РФ о вакцинации отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей).

При выдаче направлений для трудоустройства определенному кандидату на трудоустройство служба занятости населения не связана позицией потенциального работодателя в отношении кандидата. Соответственно, в случае, если безработный добровольно откажется от поступления на работу из-за несогласия с обязательной вакцинацией, то такой отказ будет считаться отказом от подходящей работы.

Несколько сотрудников из нашего кабинета находятся на больничном, в том числе с подтвержденным COVID. Я предпенсионер. Просила работодателя перевести меня на удаленную работу. Он мне отказал, мотивируя, что сейчас нет постановлений федерального или регионального правительства о самоизоляции граждан. Насколько такое решение законно? Чем я могут аргументировать просьбу о переводе на удаленку?

Ответ: Вопросам регулирования трудовых отношений с дистанционным работником посвящены положения главы 49.1 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 312.1 ТК РФ дистанционной (удаленной) работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", и сетей связи общего пользования.

Трудовым договором или дополнительным соглашением к трудовому договору может предусматриваться выполнение работником трудовой функции дистанционно на постоянной основе либо временно (непрерывно в течение определенного срока, не превышающего 6 месяцев, либо периодически при условии чередования периодов выполнения работником трудовой функции дистанционно и периодов выполнения им трудовой функции на стационарном рабочем месте) в силу ч. 2 ст. 312.1 ТК РФ.

По общему правилу перевод на дистанционную работу как по инициативе работодателя, так и по инициативе работника осуществляется путем внесения изменений в трудовой договор. Изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на удаленную работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме в соответствии со ст. 72 ТК РФ.

Трудовым законодательством также предусмотрен специальный порядок временного перевода работника на дистанционную работу по инициативе работодателя. С 01.01.2021 работодатель вправе в одностороннем порядке переводить сотрудников на дистанционную работу в исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части. Согласно ст. 312.9 ТК РФ в случае катастрофы природного или техногенного характера, производственной аварии, несчастного случая на производстве, пожара, наводнения, землетрясения, эпидемии или эпизоотии и в любых исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части, работник может быть временно переведен по инициативе работодателя на дистанционную работу на период наличия указанных обстоятельств (случаев). Еще одно основание для перевода сотрудников на дистанционную работу - принятие органом государственной власти или местного самоуправления решения о необходимости такого перевода. В вышеперечисленных случаях перевод осуществляется только на период действия указанных обстоятельств и вносить изменения в трудовой договор не требуется.

Из абзаца шестого пункта 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" следует, что предпенсионный возраст - это период пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно. Федеральным законодательством не установлено льгот для работников предпенсионного возраста для перевода по их желанию на дистанционную (удаленную) работу, ограничительные меры в части необходимости соблюдения режима самоизоляции лицами предпенсионного возраста федеральными органами власти не приняты.

В соответствии с трудовым законодательством правом требовать от работодателя перевода на дистанционную работу работник не наделен. Если работник изъявил желание перевестись на дистанционную работу, например, по показаниям здоровья, то ему необходимо написать заявление на имя работодателя, в котором он указывает желаемый порядок дистанционной работы, и при согласии работодателя заключить дополнительное соглашение к трудовому договору.

Я была записана на прием к врачу с ребенком (запись была сделана за 2 недели). На этот день заранее написала заявление на отпуск без сохранения зарплаты. Но руководитель мне его не подписал. Кроме меня отвести ребенка было некому и мне пришлось самой идти в поликлинику. Я опоздала всего на 2 часа, предъявила справку о том, что была на приеме у врача, написала объяснительную и приложила справку. Мне сделали письменный выговор и удержали из зарплаты 2000 рублей за опоздание. Законно ли это и как быть в такой ситуации?

Ответ: Согласно статье 128 Трудового кодекса Российской Федерации по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем.

По смыслу вышеуказанной статьи такой отпуск предоставляется по обоюдному согласию сторон. Однако в определенных случаях работодатель не вправе отказать в нем. Случаи, когда работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы, поименованы в ч. 2 ст. 128 ТК РФ.

Например, нельзя отказать в предоставлении отпуска женам военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы, таможенных органов, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших или умерших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (службы), либо вследствие заболевания, связанного с прохождением военной службы (службы). Отпуск в этом случае предоставляется до 14 календарных дней в году.

Также ТК РФ обязывает предоставить отпуск за свой счет работникам в случаях рождения ребенка, регистрации брака, смерти близких родственников на срок до пяти календарных дней.

Кроме того, в коллективном договоре могут быть предусмотрены иные случаи, когда сотруднику предоставляется отпуск без сохранения заработной платы.

Таким образом, порядок предоставления отпуска без сохранения заработной платы урегулирован статьей 128 Трудового кодекса РФ, которой предусмотрено, что по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы. По существу такой отпуск без сохранения заработной платы имеет две разновидности:

- обязательный, то есть когда работодатель не вправе отказать сотруднику в предоставлении неоплачиваемых дней, свободных от работы;

- необязательный, то есть когда предоставление отпуска без сохранения заработной платы остается на усмотрение работодателя (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 7 апреля 2014 года по делу N 33-1082/2014).

Поскольку ч. 1 ст. 128 ТК РФ определяет только возможность предоставления отпуска за свой счет, то оценка уважительности причины, по которой работнику необходим отпуск, относится к компетенции работодателя (Определение Судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 1 октября 2015 года, дело N 33-5238/2015).

Нормы ст. 128 ТК РФ не содержат обязанности работодателя предоставлять отпуск без сохранения заработной платы работнику в целях посещения медицинского учреждения. Поэтому если такая обязанность не закреплена коллективным договором, а равно иным локальным нормативным актом работодателя, нарушением действующего трудового законодательства рассматриваемый случай не является.

В соответствии со ст. 21 Трудового кодекса РФ работник обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и трудовую дисциплину.

В соответствии с ч. 2 ст. 137 ТК РФ удержания из заработной платы работника могут быть произведены:

- для погашения его задолженности работодателю;

- для возмещения неотработанного аванса, выданного работнику в счет заработной платы;

- для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой или переводом на другую работу в другую местность, а также в других случаях;

- для возврата сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок, а также сумм, излишне выплаченных работнику, в случае признания органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда (ч. 3 ст. 155 ТК РФ) или простое (ч. 3 ст. 157 ТК РФ);

- при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска.

В силу ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Следовательно, применение работодателем прочих санкций по отношению к работнику неправомерно.

Однако работодатель в силу совокупности положений ч. 1 ст. 8, абз. 7 ч. 1 ст. 22, ч. 2 ст. 135 ТК РФ вправе в локальном нормативном акте предусмотреть основания неначисления работнику стимулирующих (премиальных) частей заработной платы, в том числе наличие у сотрудника за определенный период времени дисциплинарного взыскания (Апелляционное определение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 15.11.2017 N 33-4401/201, письмо N 14-1/ООГ-1874 от 14.03.2018 Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, письмо Федеральной службы по труду и занятости N 3251-6-1 от 18 декабря 2014 г.).

Согласно ст. 194 ТК РФ дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Спор относительно правомерности применения дисциплинарного взыскания в силу ст. 381 ТК РФ является индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению комиссией по рассмотрению трудовых споров либо судом в рамках гражданского судопроизводства.

В случае если работодатель неправомерно произвел удержания из заработной платы, работник вправе обратиться в государственную инспекцию труда, в органы прокуратуры для принятия мер реагирования в отношении работодателя.

В случае несогласия с действиями работодателя работник также имеет право обратиться в суд.

Согласно статье 28 ГПК РФ иски к организации о восстановлении трудовых прав подаются в районный суд по месту нахождения организации (по юридическому адресу организации) либо согласно части 6.3 статьи 29 ГПК РФ могут предъявляться в районный суд по месту жительства истца.