ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ЗРИТЕЛЕЙ
Ответы на вопросы участников вебинара
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА:
ОХРАНА ТРУДА И ИНОСТРАННЫЕ РАБОТНИКИ»
Отвечает заместитель руководителя Гострудинспекции - заместитель главного государственного инспектора труда в Кировской области (по правовым вопросам) Н.П.КРЫСОВА
Вопрос: Необходимо ли проводить психиатрическое освидетельствование в соответствии с приказом N 342н, если нас нет в перечне приказа N 29н, а по приказу N 342н мы подпадаем? Периодические медосмотры мы не проходим. Работники - преподаватели дополнительного профессионального образования взрослого населения.
Ответ: В соответствии с приложением N 2 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 мая 2022 г. N 342н "Виды деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование" педагогическая деятельность в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, входит в перечень видов деятельности, по которым необходимо проведение психиатрического освидетельствования.
Исходя из позиции департамента организации экстренной медицинской помощи и управления рисками здоровью Минздрава России (письмо Минздрава России от 20.06.2022 N 30-0/3066769-14500 "О порядке прохождения обязательного психиатрического освидетельствования"), приказом Минздрава России от 20.05.2022 N 342н конкретно не определена кратность психиатрического освидетельствования работников, осуществляющих отдельные виды деятельности. Поэтому следует опираться на приказ Минздрава России от 28.01.2021 N 29н. Пунктом 41 Порядка проведения периодических осмотров приказа Минздрава России от 28.01.2021 N 29н определено, что в случае выявления врачом-психиатром и (или) наркологом лиц с подозрением на наличие медицинских противопоказаний, соответствующих профилю данных специалистов, к допуску на работы с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также к работам, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, указанные лица в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, направляются для освидетельствования во врачебной комиссии. В соответствии с пунктом 4 Порядка психиатрического освидетельствования, утвержденного приказом Минздрава России от 20.05.2022 N 342н, освидетельствование работника проводится в обязательном порядке на основании выданного работодателем (его уполномоченным представителем) направления на освидетельствование и с учетом заключений, выданных по результатам обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных статьей 220 Трудового кодекса Российской Федерации (при их наличии). Таким образом, предполагается проведение психиатрического освидетельствования по направлению работодателя (его уполномоченного представителя), в случае выявления при осуществлении обязательного медицинского осмотра врачом-психиатром лиц с подозрением на наличие медицинских противопоказаний к допуску на работы с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также к работам, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников.
В соответствии с приложением к Порядку проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 29н, обязательному медицинскому освидетельствованию подлежат работники, занятые в организациях, деятельность которых связана только с воспитанием и обучением детей.
Также в соответствии с приложением N 1 к приказу от 20 мая 2022 г. N 342н при приеме на работу повторное прохождение освидетельствования работником не требуется в случае, если работник поступает на работу по виду деятельности, по которому ранее проходил освидетельствование (не позднее двух лет) и по состоянию психического здоровья был пригоден к выполнению указанного вида деятельности. Результат ранее проведенного освидетельствования подтверждается медицинскими документами, в том числе полученными путем электронного обмена между медицинскими организациями.
Таким образом, полагаем, что преподавателям дополнительного профессионального образования взрослого населения необходимо проходить психиатрическое освидетельствование в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 20 мая 2022 года N 342н только при приеме на работу, за исключением случаев, если работник поступает на работу по виду деятельности, по которому ранее проходил освидетельствование (не позднее двух лет) и по состоянию психического здоровья был пригоден к выполнению указанного вида деятельности. Прохождение психиатрических освидетельствований в течение трудовой деятельности, определяющихся пунктом 41 приказа Минздрава России от 28.01.2021 N 29н, не требуется, так как в соответствии с приказом Минздрава России от 28.01.2021 N 29н обязательному прохождению предварительного и периодического медицинского осмотра подлежат работники, занятые в организациях, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей.
Исходя из позиции департамента организации экстренной медицинской помощи и управления рисками здоровью Минздрава России (письмо Минздрава России от 20.06.2022 N 30-0/3066769-14500 "О порядке прохождения обязательного психиатрического освидетельствования"), приказом Минздрава России от 20.05.2022 N 342н конкретно не определена кратность психиатрического освидетельствования работников, осуществляющих отдельные виды деятельности. Поэтому следует опираться на приказ Минздрава России от 28.01.2021 N 29н. Пунктом 41 Порядка проведения периодических осмотров приказа Минздрава России от 28.01.2021 N 29н определено, что в случае выявления врачом-психиатром и (или) наркологом лиц с подозрением на наличие медицинских противопоказаний, соответствующих профилю данных специалистов, к допуску на работы с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также к работам, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, указанные лица в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, направляются для освидетельствования во врачебной комиссии. В соответствии с пунктом 4 Порядка психиатрического освидетельствования, утвержденного приказом Минздрава России от 20.05.2022 N 342н, освидетельствование работника проводится в обязательном порядке на основании выданного работодателем (его уполномоченным представителем) направления на освидетельствование и с учетом заключений, выданных по результатам обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных статьей 220 Трудового кодекса Российской Федерации (при их наличии). Таким образом, предполагается проведение психиатрического освидетельствования по направлению работодателя (его уполномоченного представителя), в случае выявления при осуществлении обязательного медицинского осмотра врачом-психиатром лиц с подозрением на наличие медицинских противопоказаний к допуску на работы с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также к работам, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников.
В соответствии с приложением к Порядку проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 29н, обязательному медицинскому освидетельствованию подлежат работники, занятые в организациях, деятельность которых связана только с воспитанием и обучением детей.
Также в соответствии с приложением N 1 к приказу от 20 мая 2022 г. N 342н при приеме на работу повторное прохождение освидетельствования работником не требуется в случае, если работник поступает на работу по виду деятельности, по которому ранее проходил освидетельствование (не позднее двух лет) и по состоянию психического здоровья был пригоден к выполнению указанного вида деятельности. Результат ранее проведенного освидетельствования подтверждается медицинскими документами, в том числе полученными путем электронного обмена между медицинскими организациями.
Таким образом, полагаем, что преподавателям дополнительного профессионального образования взрослого населения необходимо проходить психиатрическое освидетельствование в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 20 мая 2022 года N 342н только при приеме на работу, за исключением случаев, если работник поступает на работу по виду деятельности, по которому ранее проходил освидетельствование (не позднее двух лет) и по состоянию психического здоровья был пригоден к выполнению указанного вида деятельности. Прохождение психиатрических освидетельствований в течение трудовой деятельности, определяющихся пунктом 41 приказа Минздрава России от 28.01.2021 N 29н, не требуется, так как в соответствии с приказом Минздрава России от 28.01.2021 N 29н обязательному прохождению предварительного и периодического медицинского осмотра подлежат работники, занятые в организациях, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей.
Ответы на вопросы участников вебинара
«ОБЗОР НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ЗА 2021 ГОД.
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЗАКУПОК В 2022 ГОДУ»
Отвечает заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок Кировского УФАС России И.Н. Фуфачева
Вопрос №1: Правомерно ли в рамках ФЗ N 44-ФЗ подписание контракта уполномоченным лицом, обладающим правом подписи государственных контрактов (ЭЦП и доверенность имеется), если в преамбуле контракта указан Руководитель организации, а не данный уполномоченный специалист?
ОТВЕТ: Данный вопрос не входит в компетенцию Кировского УФАС России.
ВОПРОС №2: Правомерно ли применение понижающего коэффициента при заключении контракта с победителем аукциона, применяющим УСН, если смета с НДС?
ОТВЕТ: По данному вопросу имеется много судебной практики. Законом о контрактной системе не предусмотрена возможность корректировать цену контракта в зависимости от применяемой подрядчиком системы налогообложения, в том числе уменьшать ее на сумму НДС, если подрядчик использует УСН. Выполненные работы должны быть оплачены по согласованной в контракте цене.
ВОПРОС №3: Можно ли прописать аванс в контракте твердой денежной суммой? Контракт заключается по статье 93 ФЗ N 44-ФЗ (с единственным поставщиком, не на торгах).
ОТВЕТ: Согласно п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа. Кроме того, постановление Правительства РФ от 29.03.2022 N 505 также содержит информацию об установлении авансовых платежей в виде процентов от суммы контракта.
Вместе с тем согласно ч. 15 ст. 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктом 1, пунктами 4 и 5 (за исключением контрактов, заключенных в соответствии с частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), пунктами 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45, 46, 51 - 53 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, требования частей 4 - 9, 11 - 13 настоящей статьи заказчиком могут не применяться к указанному контракту.
Вместе с тем согласно ч. 15 ст. 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктом 1, пунктами 4 и 5 (за исключением контрактов, заключенных в соответствии с частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), пунктами 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45, 46, 51 - 53 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, требования частей 4 - 9, 11 - 13 настоящей статьи заказчиком могут не применяться к указанному контракту.
ВОПРОС №4: Согласно ч. 13 ст. 94 ФЗ N 44-ФЗ документ о приемке должен размещаться в электронной форме в ЕИС. Подлежит ли исполнительная документация размещению в ЕИС в электронной форме при приемке? Может ли подрядчик передать ее в бумажном виде? Обязан ли подрядчик прикладывать сертификаты/иные документы, подтверждающие страну происхождения товаров, поставляемых при выполнении работ?
ОТВЕТ: Информация, размещаемая в ЕИС при исполнении контрактов, определена ст. 103 Закона о контрактной системе. Контроль соблюдения требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта, возложен на органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (п. 5 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе).
ВОПРОС №5: Поясните, пожалуйста, в каких случаях заказчик должен установить требования по энергоэффективности в соответствии с Правилами установления энергетической эффективности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1221? Например, бытовое и офисное, конторское электрическое оборудование в режиме ожидания и реактивации по коду ОКПД2 26.40.34.110 указано в постановлении N 1221. Минэкономразвития должно было установить правила до 1 июля 2020 года, но не сделало этого. В отсутствие утвержденных правил обязан ли заказчик устанавливать требования энергоэффективности к товару по коду ОКПД2 26.40.34.110 или нет?
ОТВЕТ: Предлагаем направить данный вопрос в Минэкономразвития России.
ВОПРОС №6: Разъясните, пожалуйста, вопросы по применению части 16 статьи 94 Закона N 44-ФЗ: каким образом заказчик обязан вести претензионную работу в ЕИС? В какой срок необходимо направлять претензию в ЕИС? Что понимается под "претензионной перепиской" - какие документы?
ОТВЕТ: Контроль соблюдения требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта, возложен на органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (п. 5 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе).
ВОПРОС №7: "Надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие ОБСТОЯТЕЛЬСТВ НЕПРЕОДОЛИМОЙ СИЛЫ, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера)".
То есть в подпункте "в" пункта 15 постановления N 1078 речь идет о ФОРС-МАЖОРЕ, а не просто о санкциях. Где получить документ о форс-мажоре?
ОТВЕТ: Ознакомьтесь с постановлением Совета Торгово-промышленной палаты РФ от 24.06.2021 N 7-2 "Об утверждении Положения о свидетельствовании уполномоченными торгово-промышленными палатами обстоятельств непреодолимой силы по договорам (контрактам), заключенным в рамках внутрироссийской экономической деятельности".
ВОПРОС №8: Поясните, пожалуйста, срок оплаты по контрактам с единственным поставщиком, заключенным после 1 июля и по настоящее время, по которым не применяется электронное актирование (п. 9 и п. 32 ч. 1 ст. 93 ФЗ N 44-ФЗ), должен быть 7 или 10 рабочих дней?
ОТВЕТ: Частью 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе установлены сроки оплаты контрактов. Если не применяется электронное актирование, то срок оплаты контракта - не более 10 рабочих дней (п. 2 ч. 13.1 ст. 34 Закона).
ВОПРОС №9: Нужно ли вносить изменение в условия контракта по обеспечению исполнения контракта в случае увеличения цены контракта в пределах 10%, если обеспечение устанавливалось в процентном соотношении от НМЦК?
ОТВЕТ: Согласно ч. 7 ст. 96 Закона о контрактной системе при исполнении контракта возможно уменьшение размера обеспечения исполнения контракта. При этом указанной статьей не предусмотрена возможность увеличивать размер обеспечения исполнения контракта в ходе его исполнения. Считаем, что данный вопрос может быть направлен в Минфин России как орган, регулирующий контрактную систему.
ВОПРОС №10: Как применяется часть 4.2 статьи 7.30 КоАП в связи с тем, что сейчас нет документации, а есть извещение с приложениями, и применяется ли вообще либо применяется иная статья?
ОТВЕТ: Согласно ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ установлена ответственность за размещение в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок
ВОПРОС №11: Поставщик по ГК 2022 года, получив претензию, сразу оплатил неустойку, размер которой не превышает 5 процентов от цены контракта. Есть ли у Заказчика обязанность списать начисленную и уплаченную Поставщиком неустойку, а также вернуть сумму неустойки Поставщику?
ОТВЕТ: Контроль за исполнением контрактов не входит в компетенцию Кировского УФАС России (п. 5 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе).
ВОПРОС №12: Поясните, пожалуйста, уведомление УФАС в установленных законом случаях о заключении контрактов с ЕП осуществляется почтовым отправлением в адрес УФАС (по электронной почте)? Планируется ли переход данного уведомления в систему ЕИС?
ОТВЕТ: Процедура уведомления о заключении контракта с единственным поставщиком осуществляется на бумажном носителе. Информация о переводе данной процедуры в ЕИС в Кировском УФАС России отсутствует.
ВОПРОС №13: Победитель закупки в протоколе разногласий указал, что он действует как агент, на основании агентского договора, в интересах Принципала на УСНО, сам же Победитель применяет общую систему налогообложения. В цену контракта включать НДС или нет?
ОТВЕТ: Законом о контрактной системе не предусмотрена возможность корректировать цену контракта в зависимости от применяемой победителем закупки системы налогообложения, в том числе уменьшать ее на сумму НДС, если данное лицо использует УСН.
ВОПРОС №14: Может ли заказчик принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в период, когда контракт исполнен, но в гарантийном периоде появилась необходимость замены товара ненадлежащего качества на аналогичный?
ОТВЕТ: Порядок одностороннего отказа от исполнения контракта установлен ст. 95 Закона о контрактной системе. Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта принимается в период исполнения контракта. В гарантийный период заказчики осуществляют претензионную работу.
ВОПРОС №15: Поясните, пожалуйста, такую ситуацию: УЗ в своей заявке указывает полное соответствие товара ТЗ Заказчика, приложил копию РУ на изделие медицинского назначения, но на сайте Росздравнадзора по этому РУ есть инструкция на этот товар и он не соответствует ТЗ Заказчика. Можно ли отклонить данную заявку? Является ли информация с сайта Росздравнадзора основанием для отклонения?
ОТВЕТ: По мнению Кировского УФАС России, сайт Росздравнадзора является официальным и содержит информацию о зарегистрированных медизделиях. Вместе с тем данный вопрос необходимо направить в Минздрав России для уточнения позиции по информации, размещенной на сайте Росздравнадзора.
ВОПРОС №16: Можно ли в качестве опыта по дополнительным требованиям по постановлению N 2571 показывать опыт субподряда по строительным объектам? Или только опыт, когда заявитель сам признан победителем по ФЗ N 44-ФЗ или ФЗ N 223-ФЗ и исполнил контракт?
ОТВЕТ: В соответствии с положениями ГК РФ (п. 1 ст. 702, п. 1 ст. 706) договор на выполнение строительных работ - это договор, заключенный генеральным подрядчиком непосредственно с заказчиком. При этом стоит отметить, что отвечает перед заказчиком за выполнение всего комплекса работ, установленных договором (контрактом), именно генеральный подрядчик. И именно генеральный подрядчик должен создать и передать заказчику весь объект в целом, а не выполнить отдельные работы (в отличие от субподрядчика).
Таким образом, договоры субподряда не могут являться подтверждением наличия опыта в полном объеме, поскольку лицо, которое выполняло отдельные этапы или виды работ в качестве субподрядчика, не обладает опытом выполнения работ по объекту в целом.
Указанный вывод коррелируется с позицией ФАС России, изложенной в письме от 25.08.2021 N ПИ/71560/21 "О рассмотрении обращения", и выводами Верховного Суда РФ, изложенными в Определении от 19.07.2021 N 304-ЭС21-10656 по делу N А46-13468/2020.
Таким образом, договоры субподряда не могут являться подтверждением наличия опыта в полном объеме, поскольку лицо, которое выполняло отдельные этапы или виды работ в качестве субподрядчика, не обладает опытом выполнения работ по объекту в целом.
Указанный вывод коррелируется с позицией ФАС России, изложенной в письме от 25.08.2021 N ПИ/71560/21 "О рассмотрении обращения", и выводами Верховного Суда РФ, изложенными в Определении от 19.07.2021 N 304-ЭС21-10656 по делу N А46-13468/2020.